ВелоЯрск.ru Главная Новости Отчеты Жесть Фотогалерея Форум
‚елоЯрск.ru
 
ВелоЯрск на YouTube
Навигация
Главная
Новости
Отчеты
Трэки
Полезно знать
Сделано своими руками
Походы выходного дня
Жесть
Поиск
Фотогалерея
Форум
Контакты
Что нового
26.02.2020
Первомайский велофестиваль 2020
Проводится абаканским велоклубом «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» на базе Хакасского республиканского национального музея-заповедника «Казановка» Фестиваль акцентируется на общении и привлечении новичков, позволяет подбирать посильную нагрузку и наслаждаться велосипедной ездой в компании друзей и единомышленников.
Читать

28.01.2019
Первомайский велофестиваль 2019
Первомайский велофестиваль 2019 от Абаканского велоклуба «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» при поддержке Туристского информационного центра Хакасии на основе турбазы «Иван да Марья»
Читать

09.04.2017
Первомайская ТрансХакасия с 29 апреля по 9 мая
После определенных размышлений, колебаний и консультаций с друзьями и соратниками возникла идея в этом году провести РЫБАЦКИЙ велотур))
Читать

12.08.2016
ПВД - Учум-Шира август 2016
В ближайшие выходные планируется поход выходного дня от озера Учум до озера Шира.
Читать

СМОТРЕТЬ ВСЕ НОВОСТИ
Авторам
ПРИГЛАШАЕМ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ
авторов, пишущих статьи на темы велотуризма, снаряжения и ремонта велосипедов.
Подробнее...
Ссылки по теме
Велосипедный форум г.Красноярска
Партнеры
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 4,033
Посетитель: ojiwu
Уникальных: 3 013 707
Однодневные покатушки
Читать
Многодневные поездки
Читать
Крутые случаи из жизни
Читать
Уйбатский чаатас




Уйбатский чаатас содержит большое количество могил и курганов, относящихся к различным эпохам: здесь имеются тагарские курганы, таштыкские рядовые могилы и большие родовые усыпальницы. В восточной части чаатаса с севера на юг протянулись цепочки кыргызских каменных курганов. Эти курганы окружены вертикально врытыми в землю большими каменными плитами и столбами.


Уйбатский чаатас был впервые изучен в 1721 экспедицией немецкого естествоиспытателя, исследователя Сибири Даниила Готлиба Мессершмидта (1685-1735), отправленного в Сибирь Петром I. Среди каменных плит чаатаса была высокая стела, покрытая со всех четырех сторон неизвестными знаками, которые походили на руны древних германцев. Долгое время знаки не удавалось расшифровать. В 1889 в Монголии на р. Орхон сибирским исследователем Николаем Ядринцевым были найдены каменные стелы с подобным письмом. Расшифровать письмена удалось в 1893 году датчанину Вильгельму Томсену. Так была открыта и расшифрована древнетюркская (орхоно-енисейская) письменность. Более 100 лет назад стела (камень Мессершмидта), стоявшая в Уйбатской степи, была перевезена в Минусинский краеведческий музей имени Н. М. Мартьянова.


При археологических раскопках 1936 и 1938 (С. В. Киселёв, Евтюхова Л. А. и др.) в погребениях таштыкской родоплеменной знати (I в. до н. э. — V в. н. э.) найдены портретные погребальные маски из гипса и терракоты, деревянная резная скульптура и многое другое. В курганах енисейских кыргызов VII—VIII вв. эпохи становления у них феодальных отношений обнаружены деревянные резные фигурки баранов, обложенные листовым золотом, серебряный кувшинчик с орхоно-енисейской надписью.


Погребения датируются временем от III в. до н. э. до VII—VIII вв. н. э. Наиболее древние определены как относящиеся к тагарской культуре в которой преобладал европеоидный тип людей, датируются приблизительно III веком до н.э. Большинство погребений принадлежит к таштыкской культуре. Представители таштыкской культуры имели смешанный антропологический тип, о чём свидетельствуют погребальные маски в Эрмитаже, Минусинском и Хакасском музеях. Среди них встречаются как европеоиды, далёкие потомки местного населения эпохи раннего железа, так и монголоиды, освоившие территорию Среднего Енисея в последующие века. В склепах знати у погребённых в большей степени выражена монголоидность, нежели в рядовых захоронениях, где долго преобладали европеоидные черты покорённого тагарского населения.


О социальном развитии таштыкцев свидетельствуют погребения. Они разделяются на скромные грунтовые могилы и огромные склепы, похожие на поздние захоронения тагарской знати. Енисейская аристократия сохраняет прежние, «скифские» обычаи бальзамирования, боевой татуировки. Появляется и новое: в склепы кладут куриные яйца, с покойников снимают гипсовые маски, встречаются захоронения кукол. В склепах найдены деревянные части китайских церемониальных зонтиков, которые у хуннов служили знаками власти.


Ряд находок, сделанных Сергеем Васильевичем Киселевым в каменных курганах Уйбатского чаатаса, а также серебряный кувшинчик с орхоно-енисейской надписью на дне, найденный там же С.А.Теплоуховым, позволяют датировать всю позднюю часть могильника VII-VIII веками н.э. В то время на среднем Енисее создались благоприятные условия для широкого обмена как внутреннего, так и внешнего. Особенно широкие связи у енисейских кыргызов были с Танским Китаем. В обмен на пушнину и металл получались ткани, ювелирные украшения, произведения искусства. В коллекциях Минусинского музея хранится около 80 китайских зеркал танской эпохи, причем на многих из них имеются орхоно-енисейские надписи. Особенно широко торговля кыргызов с Танским Китаем развилась после падения Уйгурского каганата, на что указывает большое количество находок китайских монет танской династии, отчеканенных в период 841-846 годов на территории Минусинской котловины.


Археологические раскопки в районе Уйбатского чаатаса впервые производились с 1936 по 1938 годы археологами Л.А.Евтюховой и С.В.Киселевым. Среди предметов были найдены: погребальные маски из гипса и терракоты, деревянная резная скульптура, фигурки баранов, серебряный кувшин.
При раскопках Саяно-Алтайской экспедиции в 1938 года в западной части одного из курганов под насыпью, посредине между двумя могильными ямами были найдены сложенные кучкой принадлежности конского убора, возможно, что в свое время они были завернуты в материю, кошму или кожу.
Были обнаружены прекрасно сохранившиеся железные витые удила с эсовидными псалиями, украшенные головками баранов на концах и покрытые растительным орнаментом с сохранившейся кое-где золотой насечкой, и три железных стремени разных форм. Одно из стремян представляет совершенно исключительный образец китайского искусства. Стремя побывало в огне при обряде трупосожжения, вследствие чего все серебряные насечки сплавились в капли, а медные части узора сильно попорчены, но желобки для орнамента хорошо сохранились.


Благодаря захоронениям различных эпох, Уйбатский чаатас является важнейшим источником для исследования становления классового общества Древней Сибири.





© Андрей(Rock&Roll), 2022г.
Rambler