ВелоЯрск.ru Главная Новости Отчеты Жесть Фотогалерея Форум

Что нового
26.02.2020
Первомайский велофестиваль 2020
Проводится абаканским велоклубом «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» на базе Хакасского республиканского национального музея-заповедника «Казановка» Фестиваль акцентируется на общении и привлечении новичков, позволяет подбирать посильную нагрузку и наслаждаться велосипедной ездой в компании друзей и единомышленников.

28.01.2019
Первомайский велофестиваль 2019
Первомайский велофестиваль 2019 от Абаканского велоклуба «ВЕЛАБА» и веломастерской «36 спиц» при поддержке Туристского информационного центра Хакасии на основе турбазы «Иван да Марья»

09.04.2017
Первомайская ТрансХакасия с 29 апреля по 9 мая
После определенных размышлений, колебаний и консультаций с друзьями и соратниками возникла идея в этом году провести РЫБАЦКИЙ велотур))

12.08.2016
ПВД - Учум-Шира август 2016
В ближайшие выходные планируется поход выходного дня от озера Учум до озера Шира.

СМОТРЕТЬ ВСЕ НОВОСТИ
Авторам
ПРИГЛАШАЕМ
К СОТРУДНИЧЕСТВУ
авторов, пишущих статьи на темы велотуризма, снаряжения и ремонта велосипедов.
Подробнее...
Ссылки по теме
Велосипедный форум г.Красноярска
Партнеры
Сейчас на сайте
Гостей: 1
На сайте нет зарегистрированных пользователей

Пользователей: 4,033
Участники

ЛехаАртемАндрей

23.07.2011
Опасения что утром будет холодно оказались напрасными. Они - опасения - были подкреплены отчасти низко нависшими над землей недружелюбными облаками, отчасти воспоминаниями как мы вышли подышать воздухом в Ачинске в 2 часа ночи, во время стоянки поезда, и замерзли. Выгрузившись из вагона, мы обнаружили, что утро еще раннее, но было очень тепло. Мы не спешили собирать велосипеды, так как до открытия магазина еще оставалось предостаточно времени.

Необходимость посещения сельпо была несколько мной раздута. Потому что как оказалось, Леха, несмотря на мои рекомендации, взял с собой еды на неделю, причем на всех. У него в необъятном рюкзаке было банок 8 тушенки, несколько банок рыбных консервов, а также крупы были представлены в ассортименте, плюс всякие вкусняшки в виде ореховой смеси и бог знает что еще.

Так что магазин необходим был как источник хлеба и пива, поскольку мой велосипед ездит только на этом топливе. Купили еще печенье. Надо отдать должное печенье было просто шикарным, очень вкусное, и от этого видимо самое дорогое в лабазе.
После магазина по дороге попался молодой дедок, пасший уток, у которого набрали воды и больше в Июсе нас ничего не удерживало. Да, конечно это был Июс, что вы уже поняли из названия отчета. Станция Июс, на некоторых картах называемая Красный Июс.

Следующим пунктом у меня была в планах писанница на Четвертом сундуке.
Ради экономии времени не хочу тут распространяться про Сундуки - а вдруг вы не слышали что такое "Сундук", что в принципе возможно, посмотрите мой отчет об осенней Транс-Хакасии 2009 года, где я пишу про Сундуки и в частности про эту писаницу.

В этот раз у меня была цель показать ее своим спутникам, тем более выяснилось, что Артем проезжал когда-то недалеко от нее, но не знал о ее существовании. Да, так часто бывает.

Дорога вдоль каналов повела нас в сторону Первого Сундука. И каналы, и сам Сундук на сегодняшний момент больше умолчали о своих секретах, чем рассказали о своей истории и тайнах. Так что приходится довольствоваться информацией из путеводителей и отрывочными данными из редкой тематической литературы, которую только ленивый не критиковал. Чтобы не быль уличенным в распространении ложных археологических доказательств умолчу. Пытливые при желании сами найдут информацию. Скажу только что кто-то считает каналы в долине Июса очень старыми, кто-то датирует их буквально началом ХХ века, соотнося с началом коллективизации в этих краях. Ну а верить или нет в то, что Сундук (он же Первый Сундук) древнее астрологическое святилище дело персональной религии и специфической эрудиции каждого. Сам я давно понял, что места эти удивительные и местные артефакты, возможно и не являются тем, что им стараются приписать нынешние популяризаторы хакасской истории, но однозначно очень интересные и помнят много чего интересного что случалось вокруг них в стародавние времена.

Пытаясь обойти Сундук с восточной стороны я забурился в болото и промочил ноги. Особо неприятно было брести по колено в воде, пропихивая между кочками велосипед и отгоняя назойливых комаров, которые и в этот день и во все предстоящие изрядно попили нам крови.

Еще в 9-ом году у подножия сундука было приятно дико, теперь же там выстроили несколько деревянных юрт и зачем то притащили маленькую пушку. Наличие пушки вызывало больше всего вопросов, но спросить было не у кого, стояло еще раннее утро и бомбардир, или как там это называется то ли спал, то ли крошил где-то спичечные головки для запала орудия. Никем не встреченные мы поехали дальше, отказавшись от восхождения на саму гору из экономии времени. Забегая вперед скажу, что это был самый результативный день во всех отношениях, и по пройденному расстоянию и по качеству экскурсионного материала. Раз уж я упомянул про пройденное расстояние, чтобы не возвращаться к этому вопросу, скажу, что, сколько мы проехали за всю поездку так и осталось нам неведомо. В первый же день, где - то за сундуком у меня велокомпьютер самовольно принял решение показывать только текущее красноярское время и не более. У Лехи же вместо компа стоял модный гаджет в виде термометра спаренного с компасом.

Устройство во всех отношениях приятное и положительное, если бы не его неприятная особенность обнаруженная вскоре. Оказалось, что компас показывает не стороны света, как мы наивно от него ожидали, а нечто другое. Мы люди любознательные и после ряда экспериментов предположили что это дружественный китайский переводчик что-то напутал, но все оказалось банальнее. Компас показывал Лехе направление, где находится его велосипед. Это же здорово, всегда знать, где твой велосипед, и я бы тоже с удовольствием заказал бы себе такой "компас", но вот ведь незадача, как только его отделяешь от руля на полметра он, гад, забывает про велосипед и начинает показывать где находится Север, Юг и прочее. Вся надежда оставалась на велокомпьютер Артема, но как вы понимаете согласно известному закону в полной мере им воспользоваться не пришлось - в какой-то момент он перезагрузился и все показания обнулились.

Таким образом, из показаний приборов, мы знали четко красноярское время, темпиратруру окружающего воздуха, расстояние от места где перегрузился комп Артема, а также направление, где находился велосипед Алексея.

К обеду основательно припекло, так что для того чтобы покушать пришлось выискивать место где-нибудь в тени деревьев. И такое было найдено у подножия Сахатина. Поев, мы сбросили лишнюю одежду, пристегнули велосипеды к дереву, давшему нам тень, и стали взбираться на гору, на вершине которой была древняя крепость Сахатин. Описание крепости я опять же опускаю, все, что я о ней узнал, описывал осенью 2009 года. Скажу только что почти за два года моего отсутствия там ничего не изменилось, а это я считаю хорошо. Хорошо, что это место относительно далеко от "туристических" маршрутов. Да и подняться на вершину не совсем просто. Вид с горы просто потрясающий. Артем что-то такое тоже отметил, дословно не помню, но я его понял также, как и сам ощущал - мозг просто не мог переварить и осознать такую кучу пустого места.

Осмотрели крепость, повалявшись на камнях, мы спустились к велосипедам. Двигаясь на северо-запад и одолели самый большой, но и одновременно несерьезный, за всю поездку перевал, а точнее седловину между Сахатином и Келоям-Хоясы.

С перевала дорога была просто сказочной, поскольку имела уклон в долину Июса, уже Черного. Дорожка скучать не давала и в одном месте я даже слегка убрался при смене колеи. Падение добавило больше веселья, чем проблем и вскоре я догнал парней успевших заметно оторваться от меня.

Полной неожиданностью для меня был курган, встретившийся, как только мы выехали из урочища Чашино. Курган был большим, таким же как в Долине Царей в Салбыкской степи. В других местах я такого размера курганов не встречал. В общем, был удивлен.

Едва отъехали, заметили с Артемом, что Леха отстал. Вот он единственный за поездку прокол - Леха нашел гвоздь. И благо, что единственный, потому что Леха достав запасную камеру, долго на нее глядел, вертя в руках, не веря своим глазам. Камера оказалась с автомобильный ниппелем - чтоб поставить ее на велосипед, пришлось бы рассверливать дырку в ободе.
Ситуация опять же была больше веселая чем серьезная (или это пиво так влияет), но заклеив камеру, Леха поглубже в рюкзак запихал неправильную камеру и мы покатили дальше. Деревня Подкамень щедро одарила нас водой из колонки и некоторыми припасами из магазина. Солнце уже давно прошло самую высокую точку на небосводе, а нам еще предстояло отыскать писаницу и преодолеть некоторое расстояние до Ошколя, где по плану у нас была ночевка. Мороженое, запитое пивом придало мне изрядное ускорение и оговорив место встречи, я уехал вперед на поиски писаницы Талкин Ключ, оставив Леху и Артема любоваться Ошкольской степью.

Как ни прискорбно признать писаницу я не нашел, хотя на сто процентов был уверен в месте ее расположения. Было уже около шести часов вечера. Около часа я пробегал по окрестным горам с каменными останцами, но так ничего и не нашел. Связи ни сотовой (велик с вещами бросил у подножия гор), ни визуальной с парнями не было, и в итоге я решил возвращаться, хотя этого очень не хотелось. Казалось вот она, вот еще вон туда сбегаю и найду. Бежал к очередной скалке, и - ничего. Потом другая и так далее. В итоге даже забоялся что не найду в высокой траве велосипед. Пришлось оставить это место для будущих путешествий.

Приблизившись к Ошколю сделали попытку заехать на западный его берег, казавшийся более привлекательным, обогнув озеро с севера.

Но то ли запоздали с этим решением, то ли там везде такая почва на северной оконечности водоема, но ноги я промочил второй раз за день. Вернулись на восточный берег Ошколя и очень скоро нашли место для стоянки. Кончено же купались, место хорошее, вода теплая. Поужинали и - спать. Пусть Артем меня поправит, но, кажется именно в эту ночь он развлекал нас прослушиванием аудиокниги про Джагера. Надо признать, что он сопротивлялся, ссылался на аккумуляторы, но мы с Лехой были непреклонны. Я то, темнота, до этого знал одного лишь Джагера - Мика из Роллинг Стоунз. Как сейчас помню, Артем включил 22 главу. Так же помню, что на 3-4 предложении я заснул - полезная вещь аудиокниги, сомневаться не приходится, как Артем дослушал до 22 главы - ума не приложу.

24.07.2011
Встали в 9 утра. Погода блистала оптимизмом. Обнаружил, что за вчерашний день сжег на солнце лицо, но поскольку специальный крем не взял, поневоле решил усугубить загар. Искупались в теплых водах Ошколя и поехали по направлению к Кирово. Селение, называемое раньше Секта, оказалось довольно крупным. Магазин, конечно, не работал по причине воскресного дня, закупаться пришлось у частника, да и хорошо, что хоть так. Название этой деревни у меня давно вызывало интерес и я обрадовался, увидев, что около одного из домов на лавочке грелись три бабульки. Подкатив к ним, я задал несколько нейтральных вопросов про магазин, а потом спросил, почему их деревня называлась Секта. Они переглянулись, похихикали, и одна из них сказала, что это наверно из-за того, что у них много мух.

Обескураженные настолько, что не смогли уточнить ответ мы поехали дальше. Потом веселились, вспоминая эту ситуацию, фантазировали, что наверно, когда мы уехали, среди бабушек мог состояться такой гипотетический разговор:
-Ну, ты Степановна жжешь - молодец, ловко ты им про мух ввернула!
-А то!
-Нехватало чтоб и эти про нашу секту узнали...

Чебаки, конечно, не идут в сравнение с Кирово-Сектой. Но меня в Чебаках привлекает дом Иваницкого, сибирского купца-золотопромышленника. Имя Иваницкого связывают в основном с известным рудником "Богомдарованный", но в этот раз меня больше интересовал рудник "Знамнитовский", о чем чуть позже. Около усадьбы я совершенно неожиданно увидел памятник погибшим героя гражданской войны. Дом Иваницкого за год не изменился, за исключением режима доступа на территорию.

Уже много лет в этом доме, которому гораздо более ста лет, летом организуется лагерь для школьников и в этот раз мы не смогли зайти и набрать себе питьевой воды, ворота были заперты. Видимо всвязи с активизацией педофилов в обществе защищенность детского лагеря была переведена на более высокий уровень. На крыльце стоял человек всем своим видом, олицетворявшим трудовика, который нам сказал "входить нельзя".

Но любезно выслал пионера, который за три подхода бегом натаскал для нас воды в наших бутылках. Пока мы ждали воду, у крыльца усадьбы проистекало забавное действие в нескольких лицах плюс "трудовик". Мужик, которого я про себя назвал трудовиком, сидел на крыльце, а перед ним отжимались три паренька. Когда в очередной раз запыхавшийся водонос принес наши бутылки, я его спросил "Что за..?" кивая на фитнес у крыльца.
-Наказали? - спрашиваю.
-Матерились на тихом часе - кивнул в ответ пионер.
Я задохнулся от смеха.

Отъехав от Чебаков с три километра мы остановились на обед на небольшом лесном перекрестке. Предстояло принять решение - ехать
ли на Знаменитовский рудник или сразу в сторону Ефремкино. Едва мы пообедали к нам подъехал автомобиль. Диалог с водителем вышел весьма забавный. Я пытался разузнать как там ситуация в тех краях на предмет дороги, а точнее есть ли там возможность свободно передвигаться - кто был в районе добычи золота, тот поймет, а мужик раз пять в разных вариациях спросил "Мыть едете??". Да какой, говорю, мыть мы - туристы.
- А зачем вы туда едете? Мыть?
И так по кругу. Из чего могу заключить, народ там моет.
Потом проехала еще одна машина, уже "от туда".

Короче из отрывочных сведений я понял, что места, которые я планировал застать в гордом седом забытьи и упадке на самом деле очень и очень популярны в определенных кругах. Короче - не поехали. О чем сейчас, сидя в городе за компьютером я жалею.

Когда много и часто ездишь, или, как некоторые говорят, катаешь, у тебя невольно появляются любимые места, это такие кусочки маршрута, которые запомнились чем-то приятным, будь то небывалой красоты окружающая местность или невероятно лихой спуск по горной полутропе.

Вот таким приятным для меня отрезком в этом походе является дорога примерно от Половинки до мостика через Тарчу. Ехал я по ней уже второй раз. Небольшой уклон на довольно большом расстоянии здесь позволяет, забыв про усталость слегка налегая на педали мчаться по летней полевой дорожке и наслаждаться ммм, чем, да просто удовольствием от езды на велосипеде!

Вскоре за поворотом на Тарчу нас ждал неожиданный сюрприз. Рядом с дорогой невооруженным взглядом наблюдалась куча камней. Все выглядело так, как будто самосвал вывалил содержимое своего кузова. Куча выглядела настолько неорганично на фоне окружающей природы, что мы спешились и стали ползать по куче как мухи по .., в общем стали осматривать камни. В одном из камней Артем обнаружил ровное отверстие - своеобразный "Куринный бог" на 4 килограмма. Стало ясно, что куча добыта посредством взрывных работ.
Обычно именно в такие шурфы, как фрагмент на камне, закладывается взрывчатое вещество. Мысли о близости с золотоносными рудниками грели воображение. Я распихал по карманом с полкилограмма самых блестящих камней, отмечая мысленно на карте расположение "кучи".

Вечер, тем не менее, близился, и вскоре мы встали на ночлег на небольшом острове на Белом Июсе.

Купание в реке с довольно сильным течением очень веселое мероприятие. Отходишь вверх по течению метров на 100, затем прыгаешь в воду и мчишься, распугивая криками комаров, до места стоянки. И мы делали это. Честно, не помню включал ли Артем в этот вечер аудиокнигу про Джагера. Если и включал, то я уснул раньше.

25.07.2011

Что может волновать человека проснувшегося утром в палатке. Конечно погода. Меня, по крайней мере. А погода была отличная. Шорох воды по гальке убаюкивал нас всю ночь, теперь же он словно подгонял, вставайте, вставайте. В это утро, если не ошибаюсь выехали довольно поздно. Ну а как же уехать не искупавшись. Тем более что вчера Леха духам воды преподнес свои очки. Причем сделал он это красиво, по всем правилам - не снимая с головы прыгнул в воду с небольшого обрывчика. Боги дар приняли и разрешили нам купаться в этом месте до посинения. Посинение вполне могло наступить, потому что странным образом вода похолодела по сравнению со вчерашним днем, это я довольно явственно ощутил, переходя протоку вброд, видимо в горах прошли дожди.

Дорога до Ефремкино в этом месте тоже весьма запоминающаяся - как по волнам. Вот он небольшой подъем, где приходится поработать, через чащу и сразу спуск - и ты несешься, вылетая на поляну, залитую солнечным светом. Только что ты был во влажной тени деревьев и вот ты уже разрезаешь горячий воздух, наполненный незабываемым с детства запахом лесной клубники. Но останавливаться нам некогда, и вскоре мы выезжаем на уже забытый асфальт.

Сразу за мостом через Белый Июс мы свернули вправо, чтобы посетить многим известный грот Проскурякова. У меня есть ряд отчетов напичканных историческими справками и вырезками из документальных источников. В этот раз, как уже можно было заметить я поступил иначе. И про грот Проскурякова не скажу ни слова. Может в следующий раз. А места очень красивые, без сомнения.

Быстренько пробежав по окрестностям мы выехали в сторону Шира. Движение поначалу ненапряжное, постепенно по мере приближения к станции становилось все плотнее. После покупок билетов у нас оставались целые сутки, которые мы по плану провели на озере Шира, которое в рекламе, конечно, не нуждается. Когда мы выезжали со станции Шира в сторону одноименного озера зарядил монотонный дождь. Он впрочем, не испортил ни капли настроения, по крайней мере, мне. Поняв это, дождик прекратился, когда мы подъехали к месту нашей финальной ночевки.

Все фотографии можно посмотреть тут

© Андрей(Rock&Roll), июль 2011г.